Спите спокойно, мистер Якокка

Ли Якокка

Ли Якокка, один из гениев автомобильной промышленности, умер во вторник 2 июля в возрасте 94 лет. Известный украинскому автолюбителю в основном благодаря скупым заметкам в интернете и своей автобиографии, во всем мире он прославился, как один из создателей Ford Mustang и как генеральный директор компании Chrysler, который спас компанию от почти неизбежного разрушения в конце 80-х.

Ли Якокка родился 15 октября 1924 года в семье итало-американских иммигрантов. Он изучал инженерное дело, получил степень магистра, а в 1946 году занялся автомобильным бизнесом, получив стажировку в компании Ford. Продолжая работать там, он в результате, стал президентом Ford Motor Company.

Якокка обладал, подобно Стиву Джобсу, удивительным чутьем, пониманием того, какие продукты, в данном случае, автомобили, будут хотеть люди.

Хотя он не был конструктором Ford Mustang, автомобиль считается его детищем. Сам Якокка метко прокомментировал споры относительно авторства Мустанга в своей биографии: «Столько людей стали провозглашать себя отцом «Мустанга», что я не рискнул бы показаться на людях с его матерью!». Автомобиль стал первым представителем сегмента «Pony car» – недорогих автомобилей со спортивным дизайном для ежедневного использования, и его премьера является одной из самых успешных в истории автомобилестроения.

Ли Якокка и Форд Мустанг
Ли Якокка на фоне Ford Mustang

Якокка был единственным руководителем автокомпании, биография которого была бестселлером еще при его жизни. При всей успешности, его в 80-х со скандалом уволили из компании Ford. Официальной причиной увольнения Ли были последствия взрыва топливного бака Ford Pinto (об этих рисках Форд и Якокка были осведомлены до того, как машина вышла на рынок). Но реальной причиной увольнения сам Якокка считает совсем другую – якобы тогдашний владелец компании, внук легендарного Генри Форда, Генри Форд II, не смог перенести слишком яркой натуры и публичности Ли Якокки, из-за которой с ним, а не с Генри Фордом, ассоциировали компанию Ford

Ли Якокка - президент компании Ford
Ли Якокка — президент компании Ford

Ли Якокка увидел потенциал в несуществующем тогда классе минивенов тогда, когда Форд отказался развивать проект. Покинув компанию, он успешно реализовал его в компании Chrysler, выпустив первый в мире минивен Dodge Caravan.

Презентация первого в мире минивена Dodge Caravan

Якокка стал настоящей знаменитостью 80-х, лично снимаясь в рекламных роликах Крайслера. Сейчас почти невозможно представить руководителя компании, который говорил бы в рекламе «если найдете лучший автомобиль – купите его», но Ли такие грубоватые «ходы» удавались и людям они нравились.

В своей автобиографии он признается, что если бы знал, что ждет его, когда он возглавит умирающую компанию Chrysler, то никогда бы не пошел на это. Приняв ее с самым большим за всю историю компанию квартальным долгом в 160 млн долларов, он решил невообразимо сложную задачу – взял кредит более чем в 1 млрд. долларов у правительства США, и уже три года спустя компания показала небольшую прибыль, а еще год спустя, в 1983 компания получила наибольшую прибыль за всю историю – 925 млн. долларов. И Ли Якокка, объявил, что компания возвращает правительственный кредит на 7 лет раньше срока и торжественно предъявил чек на 813 млн. долларов.

Ли Якокка на обложке Time

Еще одним дальновидным ходом было приобретение компании American Motors и, вместе с ней – торговой марки Jeep, благодаря которой Крайслер все еще жив.

Якокка ушел из компании Крайслер в 1992, незадолго до того, как компания действительно вернулась в строй. Но она никогда не вернулась бы, если бы не он.

После ухода Якокка писал книги, руководил фондом по сбору средств на восстановление Статуи Свободы и основал компанию Olivio, которая производит продукты питания из оливкового масла и жертвует всю прибыль на исследования по борьбе с диабетом, от которого умерла его жена.

Мы горячо рекомендуем прочесть его автобиографию «Карьера менеджера», где он содержательно и интересно рассказывает и своей работе на постах руководителей Ford и Chrysler.

Это был, без сомнения, один из ярчайших и талантливейших управленцев в истории автомобильной индустрии. Остается надеяться, что, несмотря на трудности, компанию Крайслер еще ждут славные времена.