Перейти к содержимому

Что такое обгонная муфта генератора

обгонная муфта генератора

Обгонная муфта — это компонент автомобильного генератора, который обеспечивает свободное вращение ротора генератора при замедлении или остановке двигателя. Она снижает нагрузку на ремень генератора, предупреждает проскальзывание и износ ремня. Чтобы понять, зачем нужна обгонная муфта генератора, разберем вначале принцип его работы.

Как работает генератор?

Основная задача генератора — преобразовать механическую энергию от коленчатого вала двигателя в электрическую и подать её в бортовую сеть автомобиля.

Автомобильный генератор состоит из таких компонентов:

  • Ротор
  • Статор;
  • Диодный мост;
  • Регулятор напряжения;
  • Шкив

Когда двигатель работает, он приводит в движение ремень, который проходит по шкиву, прикрепленному к генератору. Шкив вращает вал ротора генератора, который, в свою очередь, вращает магниты внутри катушки. Эти вращающиеся магниты генерируют переменный ток в статоре, который затем направляется к выпрямителю генератора. Выпрямитель преобразует переменный ток в постоянный. Более подробно о работе генератора вы можете прочитать здесь.

Зачем нужна обгонная муфта?

Toyota 27415-0W131
Шкив с обгонной муфтой Toyota 27415-0W131

Долгое время шкив был цельной деталью, присоединенной к валу генератора. И такая жесткая связь вызывала рывки в работе мотора и увеличивала нагрузку на ременную передачу. Дело в том, что двигатель автомобиля работает неравномерно – крутящий момент передается через вал импульсами, которые соответствуют сгоранию топлива в цилиндрах. А скорость автомобиля постоянно меняется во время разгона и торможения. В результате, ремень генератора растягивался и рвался, при максимальном ресурсе не более 30 000 км.

Затем появились новые двигатели — еще более мощные, а также увеличилось количество устройств и оборудования, потребляющего еще больше энергии. Для них требовались большие генераторы, а их роторы обладают значительной инерцией. И проблема усугублялась.

Решением стало внедрение в конструкцию генератора обгонной муфты, которое обеспечило баланс скорости вращения ведущего вала и вала генератора.

Как устроена обгонная муфта генератора

Принцип работы муфты вы легко поймете, если хотя бы раз в жизни ездили на велосипеде. Когда вы перестаете крутить педали — заднее колесо велосипеда не блокируется, а продолжает вращаться. Аналогичный механизм находится и в обгонной муфте генератора.

обгонная муфта
(1) Внутреннее кольцо с насечками, (2) Внешнее кольцо с профилированной дорожкой (3) Обгонная муфта, (4) Радиальный опорный подшипник, (5) Шкив генератора с обгонной муфтой

Преимущества шкива с обгонной муфтой

Кроме тех факторов, что мы уже упомянули, другие плюсы использования обгонной муфты:

  • Больший комфорт при вождении и улучшение уровня шума
  • Снижение нагрузки на ременной привод
  • Снижение расхода топлива
  • Увеличение срока службы всех компонентов

Признаки неисправности обгонной муфты

Срок службы обгонной муфты — около 100 000 км. После этого возрастает риск выхода из строя подшипника. Другие признаки, указывающие на возможные проблемы:

  • Тусклый свет автомобильных фар и/или горящий индикатор аккумулятора на приборной панели, указывающие на то, что АКБ не успевает зарядиться
  • Шум на низких и высоких оборотах
  • Вибрация на низкой скорости движения авто
  • Свист, скрип и другие посторонние звуки, указывающие на проблемы с роликами натяжения и подшипниками

При появлении таких признаков, нужно сделать диагностику на СТО. Самостоятельно обследовать систему не рекомендуется.