Если вы интересуетесь тенденциями развития автомобильной индустрии, но наверняка слышали о системах автономного управления автомобилем. Сообщество Автомобильных Инженеров, сокращенно SAE, (очень уважаемая в мире организация, а не какая-нибудь Ассоциация Педиатров Жмеринки), предложило и утвердило набор принципов для описания уровней этой автономности. На данный момент их пять: от первого – самого простого, до пятого – наиболее «продвинутого».
В чем их различие?
В последние несколько лет автопроизводители последовательно внедряют системы автономного управления. Компания Audi для продвижения последнего поколения A8 активно использовала факт наличия автономности уровня 3 на этой модели. Но что это за уровень и что означают эти уровни, освещается скромно. Мы расшифруем вам эти значения, укажем, чем они отличаются и когда появятся на наших дорогах.
Уровень 1. Автоматизирована одна система
Базовый уровень 1, самый простой, когда автономен один процесс, берущий данные из камер или датчиков. Типичный пример: наличие в авто адаптивного круиз-контроля. Она не только поддерживает скорость, но и сможет экстренно затормозить в случае необходимости. Однако водитель остается полноценным участником процесса вождения. В конце 90-х с этим начал экспериментировать Mercedes, а затем в 2008 свои силы попробовала Honda, внедрив на Legend систему предупреждения о сходе с полосы.
Когда: конец 90х – начало 2000х
Примеры: адаптивный круиз-контроль, система удержания полосы
Уровень свободы водителя: минимальный, он контролирует все
Уровень 2. Автономность двух и более элементов
Это текущий уровень автономности управления большинством автомобилей, которые так себя называют, включая Tesla Model S. Электроника на таких авто уже достаточно умна, чтобы управлять сразу несколькими аспектами автономности, согласовывая их между собой. Это может быть автоматическое трогание и торможение, сохранение заданного расстояние до впереди идущего авто, автоматическая парковка.
Когда: сейчас
Примеры: автоматическая парковка, самостоятельное перестроение
Уровень свободы водителя: руки водителя должны быть на руле.
Уровень 3. Автомобиль регулирует ключевые аспекты безопасности
Уровень, когда авто в принципе ведет себя само, но водитель пока нужен, на всякий случай. Аudi назвала свой А8 первым авто с таким уровнем автономности. Авто управляет собой и контролирует все важнейшие функции безопасности с помощью датчиков и сенсоров, отправляя данные на обработку мощному процессору.
Когда: совсем скоро, 2019-2020 гг
Включает в себя: датчики нового поколения, использование искусственного интеллекта
Уровень свободы водителя: не вмешивается в процесс вождения, но готов подключиться при необходимости
Уровень 4. Автомобиль полностью автономен в местах, где для этого есть условия
С начала следующего десятилетия автомобили будут полностью водить себя сами в крупных городах, поскольку точность позиционирование авто на местности и обмен данными между автомобилями будут существенно точнее. Вероятность того, что вы будете брать авто в аренду станет выше, чем вероятность наличия у вас своего автомобиля. На данный момент 20 мировых автопроизводителей заявили о готовности продавать в США автомобили с уровнем автономности 4 к 2022 году .
Когда: начало и середина следующего тысячелетия
Включает в себя: вождение без вмешательства водителя
Уровень свободы водителя: наконец может расслабиться и сесть сзади.
Уровень 5. Полная автономия где угодно
Отличие 4 от 5 уровня будет небольшое: автомобиль не будет привязан к созданной для его автономности инфраструктуре, а сможет ездить в любом месте. За счет чего? За счет роста скорости и обработки данных. И увеличения мощности производительности компьютеров, этим управляющих. Автомобиль станет умным. Проект Waymo от Google делает первые шаги сразу к пятому уровню автономности. Прогнозы: больше 20 миллионов полностью автономных авто к 2035 году.
Когда: вскоре после уровня 4, середина следующего десятилетия
Включает в себя: автономные перемещения на дальние расстояния
Уровень свободы водителя: рулевое колесо станет опцией