Концепция обтягивающего автомобиля

Автор

Япония – необычная во многих отношениях страна. Неудивительно, что в ней существует уникальный вид легкового транспорта – kei-car.

Это особый вид легковых авто, имеющий строгие ограничения по физическим размерам и мощности двигателя. При этом они составляют 30% продаж всего транспорта в Японии. Чтобы понять, почему они так популярны, нужно объяснить, чего стоит в Японии иметь свое авто.

В Японии очень высокий уровень автомобилизации – 590 авто на 1000 человек по данным на 2014 год. И это при том, что там одна из лучших в мире система общественного транспорта. В будние дни люди стараются не выезжать на своих авто. А в некоторых случаях, даже подвергаются за это осуждению.

Водить автомобиль можно с 18 лет, при этом в среднем между сдачей экзамена и приобретением личного авто проходит 7 лет. Дело в том, что в Японии нельзя просто купить автомобиль, когда вы накопите достаточно денег. Владельцу придется доказать, что он не будет доставлять неудобства окружающим.

Поэтому обязательным для владельца авто является наличие парковочного места в радиусе не более 2 км от дома. Его необязательно покупать, можно арендовать (стоит аренда места, как однушка в том же районе). Важно, чтобы парковочное место было не меньше размера авто. Поэтому в полицию вы предоставляете чертеж вашей парковки (или гаража, если вы состоятельный японский парень).

Затем необходимо купить обязательную страховку за 300 долларов. А к ней необязательную, но которую все равно все покупают. Годовой налог на авто составляет 100-500 $ в зависимости от модели, а раз в два года нужно проходить обязательный техосмотр. Для новых авто – это 1000-2000 $, затем он увеличивается. Наступает момент, когда выгоднее купить новый автомобиль, а старый владельцы стараются продать, иначе придется платить приличную сумму за утилизацию.

Плюс вы платите несколько налогов при покупке авто: налог на приобретаемое имущество (8% от стоимости авто), налог на вес (от 560 $) и ежегодный налог, выплачиваемый в мае. Для кей-каров он составляет 50 $, для остальных авто от 340 $.

Как видите, владение авто в Японии – дело хлопотное и недешевое. И японские автолюбители хотят сократить расходы на средство передвижения.

Так появился кей-кар.

Кей-кар (или лайт-кар) – компактный легковой автомобиль длиной не больше 3,4 метра, шириной 1,48 м, объемом двигателя не больше 0,660 л и мощностью меньше либо равно 64 л. с. Выражение «cильно не разгонишься» приобретает буквальный смысл.

Главное преимущество кей-кара для владельца — существенно более низкие налоги на владение таким автомобилем. А в деревнях можно не иметь парковочное место при покупке кей-кара. Это определяет их постоянную популярность среди населения на протяжении уже почти 70 лет.

Формироваться класс начался сразу после Второй Мировой войны, когда многие японцы еще не могли позволить себе личный автомобиль, но уже могли купить мотоцикл. Тогда, c подачи японского правительства, чтобы стимулировать рост автоиндустрии и предоставить малому бизнесу альтернативу службам доставки, были разработаны стандарты и запущено производство кей-каров.

Первые кей-кары имели ограничения по объему двигателя 150 см3 и длине в 2 м. Постепенно эти цифры увеличивались. И когда в 1955 г достигли значения 360 см3, началась полноценная эра кей-каров. Машинки стали по-настоящему популярны. Первым массовой моделью была Subaru 360, выпускавшаяся с 1958 по 1971 гг.

Subaru R360
Subaru R360

 

В 1976 стандарты лайт-каров снова были пересмотрены. Объем двигателя увеличился до 0,550 см3, длина – до 3,2 м. Именно в этот период стали наиболее популярными микрованы, в частности Daihatsu Hijet, которая хорошо известна у нас в Украине.

Daihatsu Hijet S40
Daihatsu Hijet S40

 

В данный момент лайт-кары сооветствуют нормам, разработанным в 1990 году (объем двигателя 0,660 л, мощность 64 л. с.). Ограничение на мощность авто была введена впервые, потому что с начала 80-х активно стали развиваться системы турбонаддува и чип-тюнинга, и c объемом в 550 см3 стало возможным дрифтовать вокруг Токио, что противоречило концепции безопасного вождения.

Но сердцу не прикажешь, клиент готов голосовать иеной. Поэтому существуют линейка «спортивных» кей-каров, хотя какой там спорт с такой мощностью.

Daihatsu Copen
Daihatsu Copen

 

Honda S660
Honda S660

У себя на родине они строго ограничены 660 кубиками. Но Запад распробовал и оценил вкус микромашинок еще в 70-х и многие модели отправляются на экспорт, причем с двигателями большего объема. Легендарный Suzuki Jimny, о котором мы в прошлый раз писали – создавался, как кей-кар. Что интересно, в Японии он относится к классу грузовиков (маленьких, но грузовиков).

Suzuki Jimny второго поколения в версии kei-car

 

Теперь становится ясно, откуда родилась идея «обтягивающего» автомобиля Ока, которая сделана после детального изучения экземляра Daihatsu Coure версии начала 80-х. Хотя конструкторы и говорят, что только «вдохновлялись» этим авто, уши Дайхатсу торчат везде. Ока идеально вписывается в стандарты кей-каров — длина 3,20 м, ширина 1,40 м, объем двигателя первой версии — 0,65 л. Только руль левый.

ВАЗ-1111 "Ока"
ВАЗ-1111 «Ока»

Сейчас кей-кары – по своей сути, автомобили, созданные для того, чтобы занимать меньше места в городах. Для них есть существенные налоговые льготы, их удобно парковать, общество смотрит на владельца с одобрением. Но кроме физических размеров, других ограничений нет. Поэтому такие авто – вполне современные, напичканные электроникой, системами навигации, в полноприводных исполнениях, с открытым верхом и другими возможными вариациями – только маленькие.