Классификация масел по ACEA

В одном из прошлых выпусков рассылок мы делились с вами допусками масел для двигателей концерна VW. Для каждого масла было указано соответствие требованиям ACEA. И пришло время разобрать, что это такое.

ACEA – аббревиатура с французского Association des Constructeurs Européens d’Automobiles. В переводе на русский Европейская Ассоциация Автопроизводителей, созданная в 1991 году. Она представляет интересы 15 самых важных европейских производителей легковых, грузовых авто и автобусов, у которых есть производственные мощности на территории Евросоюза.

Классификация АСЕА привязывается к экологическим нормам, действующим на территории Евросоюза, и является одной из самых строгих в мире.

Важно:
АСЕА пересматривает свою классификацию каждые несколько лет, что естественно, так как автомобилестроение активно развивается. Поэтому важно, когда вы встречаете в таблицу классификаций, увидеть в каком году она была утверждена. На данный момент (май 2019 года) актуальна редакция 2016 года.

Каждый класс подразделяется на категории различного уровня эксплуатационных свойств:

  • Для бензиновых и легких дизельных двигателей (А3/В3, А3/В4, А5/В5);
  • Для бензиновых и легких дизельных двигателей, оборудованных каталитическими системами доочистки (С1, С2, С3, С4, C5);
  • Для тяжелонагруженных дизельных двигателей (Е4, Е6, Е7, Е9).

NB: С 2004 года в АСЕА нет деления на бензиновые и дизельные двигатели. Поэтому, масла соответствующие этому классу, подходят для обоих типов двигателей, даже если производитель использует в названии Mega Diesel или Diesel Power.

Для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов

A1/В1 — упразднена в редакции 2016 года. Полностью дублируется классом А5/В5

А3/В3
Масла категории «Stay-in-grade». Масла с высокими эксплуатационными свойствами, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях легковых и легких грузовых транспортных средств. Могут быть использованы в двигателях с увеличенными интервалами замены масла в соответствии с рекомендациями производителей двигателей.

А3/В4
Масла категории «Stay-in-grade». Масла с высокими эксплуатационными свойствами, также предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях с непосредственным впрыском топлива. Они пригодны для применения согласно спецификации А3/В3.

А5/В5
Энергосберегающие масла. Стойкие к механической деструкции, предназначены для применения с увеличенными интервалами замены в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях легковых и легких грузовых транспортных средств, разработанных для применения маловязких масел, снижающих трение.

Для бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов, оснащенных специальными системами очистки выхлопных газов

С1, C2, C3, C4, C5
Энергосберегающие масла с низким содержанием серы, фосфора и малой (Low SAPS) и средней (Middle SAPS) сульфатной для двигателей, оснащенных системами доочистки отработанных газов, катализаторами и сажевыми фильтрами Проще говоря, масла для двигателей стандарта Евро-4 и выше.

C1, C4 Low SAPS, C2, C3, C5 Middle SAPS

NB: Немного о том, что такое SAPS, и почему оно бывает Low и Middle.
Есть такое понятие –
  Зольность сульфатная – это показатель, определяющий количество металлсодержащих присадок в масле. Чем больше таких присадок, тем выше зольность. Однако избыток, как и недостаточное количество присадок, вредит моторному маслу, так как становится источником дополнительных низкотемпературных отложений на двигателе: шламов, смол, кокса. Сегодня в производстве моторных масел четко обозначилась тенденция к уменьшению сульфатной зольности – ниже 0,5%.

Зольность, а также сера и фосфор, содержащиеся в отработавших газах, достаточно быстро выводят из строя катализаторы, забивают ячейки сажевых фильтров. Для решения этой проблемы были разработаны масла SAPS. В этой аббревиатуре буквы указывают на ограничение в масле сульфатной зольности (Sulphated Ash), фосфора (Phosphorus) и серы (Sulphur). Применение масел SAPS позволяет увеличить срок действия систем очистки и нейтрализации до 100 тыс. км пробега. Это особенно важно в силу того, что катализатор, содержащий дорогие металлы (платину, рутений, палладий) стоит недешево.

Для дизельных двигателей высокой мощности

E4, E6, E7, E9

NB: Категория E предназначена для дизельных грузовиков. ACEA не выделяет категорию бензиновых двигателей для грузовиков. Потому в Европе нет такого класса автомобилей.

Практическое применение:

Производители масел для двигателей, попадающих на рынок Евросоюза, ставят на своей продукции маркировку соответствия тому или иному классу.

Например, как на упаковке этого масла Toyota 08880-80835:

Toyota 08880-80835. В правом нижнем углу видна маркировка: ACEA: A3/B4

Мы видим маркировку A3/B4 — масло для бензиновых и дизельных двигателей с непосредственным впрыском топлива. Значит, оно подойдет для дизельного двигателя 2KD-FTE устанавливаемого на Toyota Hiace и соответствующего этим требованиям.

Опираясь на эту классификацию, а также, на допуски масел конкретных производителей, указанные в сервисной книжке вашего авто, вы сможете достаточно просто подобрать себе масло для вашего двигателя.