Безвиз работает — да здравствует безвиз!

Опубликовано

На прошлой неделе наш сотрудник был командирован в Венгрию выполняя важные производственные задачи, в числе которых, кроме переговоров с поставщиками: протестировать безвизовый режим и прокатиться на арендованном авто из одной европейской столицы в другую, оценив дороги и инфраструктуру.

Далее повествование от его лица.

«В Будапешт летит прямой рейс из Киева компании МАУ. Время в пути – два часа. Денежная единица Венгрии – венгерский форинт. Считать очень легко — 10 форинтов  за одну гривну, 300 форинтов за евро. Государственный язык – венгерский, который не похож ни на один европейский, за исключением финского и эстонского, при этом ни финны, ни эстонцы венгров не понимают. Приготовьтесь к тому, что не увидите ни одного знакомого слова, и даже попытки понять что-то в контексте, могут быть тщетными. Вам очень поможет знание английского. Правда, только в туристических местах. На окраинах можно легко объясниться «на пальцах».

Безвиз
У меня был девственно чистый биометрический паспорт. Предполагая, что мне понадобится объяснять причину визита, я взял выписку баланса из банка, карту с деньгами, заранее распечатал копии обратных билетов на самолет и информацию о брони отеля. Но никто во время паспортного контроля не задавал мне никаких вопросов. Один штамп в паспорте  — и вы вдыхаете «воздух свободы».

Маршрутки
В Будапеште прекрасно организована система общественного транспорта. Автобус, троллейбус, трамвай и метро, которые ходят по расписанию, а остановки и станции снабжены табло, на которых вы видите время прибытия следующего. На все виды транспорта — один билет. Это может быть разовая поездка, поездка с пересадкой, проездной на сутки, неделю, месяц – вариантов множество. Билеты и проездные вы можете купить прямо на территории аэропорта.

Икарусы
На глаза попалось несколько «живых» Икарусов 280.

Настоящим открытием было то, что на их базе делали троллейбусы. Которые вместе с другими моделями, поновее, спокойно работают на маршруте.

Дороги
Все дороги Будапешта покрыты разметкой. Такая простая, очевидная и обязательная вещь позволяет транспорту, даже при ограничении скорости в 50 км/ч, передвигаться в потоке очень быстро. Разметка сопровождается знаками направлений движения и у водителя никогда не возникает вопроса, куда ехать. Из национальных особенностей: водители не включают сигнал поворота, если поворачивает главная дорога.

Исторический центр Будапешта строился до изобретения автомобилей. Так что полосы для движения бывают очень узкими. А многие улицы односторонние. Но при этом есть множество полос для общественного транспорта, по которым передвигается и такси. И велосипедных дорожек (по которым едут, в том числе, и мопеды).

Парковки
Припарковаться в центре города обойдется вам в 440 форинтов в час, стоять можно максимум 3 часа. Чем дальше от центра – тем дешевле час парковки. С 20:00 до 8:00 парковка бесплатная. Оплата происходит в паркомате, который должен находиться неподалеку. А квитанцию  необходимо положить в салоне под лобовое стекло. Специально обученные люди строго периодично проверяют их наличие. Штраф (квитанция в красном пакетике) последует незамедлительно. Оплатить его можно в любом почтовом отделении.

Автомобили
Парк авто, конечно, новее и разнообразнее украинского. Все европейские новинки, не доехавшие до украинского рынка за последние три-четыре года, здесь уже успели устареть.

Наряду с новинками встречаются настоящие динозавры

 

Тяжелое наследие прошлого

 

И полная неожиданность

Электромобилей много. Tesla Model S попадается на глаза один раз в час. Номера электромобилей пишутся на зеленом фоне (обычные  — на белом). Chevrolet Volt на европейский рынок попадает под видом Opel Ampera.

 

Аренда авто
Автомобиль лучше забронировать заранее. Я воспользовался услугами компании Hertz.

Аренда авто класса А (Suzuki Swift, механика, кондиционер) на 3 дня обошлась в 235 евро. Сюда включены собственно стоимость аренды (135 евро), «Полная страховка», которая существенно снижает уровень ответственности в случае кражи или повреждения авто (25 евро в день) и оплата факта выезда за пределы страны (еще 25 евро). Оплата только картой. Причем на ней блокируется не сумма, которую вы должны за аренду, а т.н. депозит – некая сумма, из которой, в случае, указанном в договоре или других спорных случаях будут списаны деньги. Это может быть ДТП, вмятины, незаправленный бак при возрате, грязный салон, опоздание с возвратом авто. У меня на карте заблокировали 1000 евро. К счастью, я вернул авто целым и с карты была списана только стоимость аренды. Остаток мне вернули через час, но по договору у компании есть 30 дней на разблокировку. Так что, будьте готовы в тому, что средства могут быть недоступными довольно долго.
При оформлении документов сотрудник сначала удивился, что украинцам больше не нужна виза, затем попросил указать адрес прописки, адрес отеля и отксерил паспорт. При этом у гражданина Франции, стоящего передо мной в очереди и тоже впервые пользующего услугами этой компании, взяли только кредитку, а размер его депозита был равен стоимости аренды авто. Досадно, конечно, немного. «Ну ничего, подождем».

Заграница
Еще до поездки было решено отправиться из Будапешта в Вену, благо расстояние составляет всего 250 км.
Передвижение по автострадам Венгрии платное. Компания Hertz любезно включила в стоимость аренды бесплатный проезд по дорогам Венгрии. В обычном случае необходимо купить виньету (vignette)  – право на проезд по пяти автомагистралям Венгрии.

Дороги, конечно, очень высокого качества.

Для передвижения по Австрии тоже нужно купить виньету. Стоит это около 9 евро, приобрести можно на заправке недалеко от границы. Очень важно – покупайте виньеты до въезда на автомагистраль. Иначе нарветесь на штраф.

Вена считается городом с лучшей системой общественного транспорта в Европе. Просто, быстро, дорого. Рекомендую вам убедиться в этом лично.

Все, сказанное о дорогах и транспорте Будапешта, справедливо и для Вены. Так же хорошо, только лучше и дороже. Страна предельно благополучная. 90% автомобилей такси, попавшихся мне на глаза в центре Вены были Мерседесами Е-класса 2012-2017 г. в.

Снова парковка
И в Вене и в Будапеште и во многих развитых странах существует прекрасное изобретение для автомобилистов – парковки P+R (Park and Ride, буквально, «паркуйся и едь»). Они расположены, как правило, возле удобных развязок общественного транспорта и созданы для того, чтобы автолюбители не загружали центральные части городов траффиком. В Вене я оставил авто на крытой 6-этажной парковке за 3,40 евро в сутки. Форма оплаты восхищает: подъезжаешь к шлагбауму, вставляешь карту, забираешь карту, заезжаешь. И то же самое при выезде. Деньги спишутся автоматически.

Что мне помогло
— Google Maps — прекрасно показывает способы достижения пункта назначения с указанием вида общественного транспорта и времени прибытия ближайшего.
— Сервис http://www.parkopedia.com для поиска доступных парковок с указанием стоимости
— Программа для навигации Scout for Android. Карта Украины вам дается бесплатно. Карта одной европейской страны обойдется вам в 62 грн, вся Европа — 124 грн.

Вывод
— Европа очень удобна для автопутешественников.
— Арендовать авто — достаточно просто, но нужно позаботиться об этом заранее и внимательно прочитать договор.
— Безвиз, в том виде, в котором и должен — работает. Что бы ни говорили, а Европа стала ближе.

Так что, дорогие друзья, путешествуйте! Хотя бы для того, чтобы посмотреть, как живут другие. Я верю, что наша прекрасная страна когда-нибудь станет по-настоящему европейской.»